Генри Форд. Или краткое пособие как стать отцом автоиндустрии.
Генри Форд (30 июля 1863 - 7 апреля 1947 года) - основатель
компании Форд Мотор и отец современной сборочной линии, применяемой в массовом
производстве. Введенная им модель Т стала революцией в сфере транспорта и
переворотом в американской промышленности.
Форд был плодовитым изобретателем и получил 161 патент на
свои изобретения. Как единоличный владелец компании Ford Company он стал одним
из самых богатых и известных людей в мире. Он ввел понятие «фордизм», которое
включало - массовое производство большого числа недорогих автомобилей;
использование конвейера, что позволяло собрать автомобиль за 98 минут; высокая
заработная плата работников (5$ день). У него было глобальное видение
потребителя.Сам Форд не доверял бухгалтерам. Он скопил одно из самых больших
состояний в мире, не имея в своей компании никаких аудитных служб. Первая
аудитная ревизия прошла после того как главой компании стал Генри Форд младший
– внук знаменитого Форда.
Активная приверженность Форда к снижению затрат привела в
результате к введению многих деловых и технических нововведений. Например,
франшизная система с появлением дилерских центров компании в каждом городе
Северной Америки и в крупных городах на остальных континентах. Форд оставил
большую часть своего состояния в основании компании, но сделал так, чтобы его
семья контролировала компанию всегда.
Молодые годы Генри Форда
Форд родился на ферме недалеко от сельского городка к западу
от Детройта, Мичиган. Его отец Уильям Форд родился в Коунти Корк, Ирландия. Его
мать, Мари Литогон Форд родилась в Мичигане. Она была младшим ребенком в семье
бельгийских эмигрантов. Ее родители умерли когда она была еще ребенком. Генри
приобрел страсть к механике еще в раннем детстве, когда отец подарил ему
карманные часы. Позже он приобрел репутацию хорошего часового мастера,
ремонтирую и проверяю часы друзей и соседей.
Его мать умерла в 1876 году, что стало большим ударом для
Генри, полностью опустошив его. Отец Генри полагал, что тот возьмет в свои руки
управление фермой, но Генри ненавидел сельскохозяйственный работы. В 1879 году
он покинул дом для работы помощником машиниста в Детройте. В 1882 году он
вернулся в Деарборн работать на семейной ферме. Там Форд пиобрел большой опыт
по части паровых двигателей. Позднее он был нанят компанией "Вестингауз"
для обслуживания своих паровых двигателей.
Генри Форд женился в 1888 году на Кларе Брайант. У них был
один свой ребенок Эдсел Брайант Форд и один усыновленный из Китая. В том же
году, пользуясь доходами с фермы, Форд запустил лесопильный завод.
В 1891 Генри Форд стал инженером компании Эдисон. После
продвижения до главного инженера в 1893 году у Форда появилось достаточно
времени и средств для своих экспериментов на бензиновых двигателях.
Эксперименты завершились в 1896 году созданием собственного транспортного
средства, названного квадрацикл. Новинка была прошла первый тест драйв 4 июня.
Форд Мотор Компания
В 1903 году в возрасте 40 лет Форд вместе с 11 другими
инвесторами и капиталом в 28000$ основал Ford Motor Company. Первая разработка
была продемонстрирована на льду озера Св. Клер. Машина проехала одну милю (1,6
км) за 39 с небольшим секунды, установив новый рекорд скорости на суше: 147
км/ч. Успех разнес весть о марке Форд по всем Штатам. Компания Ford стала также
одним из первых спонсоров Индианаполис 500.
Форд удивил мир в 1914 году, предложив заработную плату 5$ в
день , которая более чем в два раза превышала прежнюю у большинства его
работников. Ход оказался прибыльным - прекратилась постоянная текучесть кадров
и в Форд стали приходить лучшие механики. В результате такого вложения в
человеческие ресурсы и знания повысилась производительность труда и снизились
расходы на подготовку кадров. Форд назвал это «мотив заработной платы».
Использование компанией вертикальной интеграции также оказалось успешным. Форд
построил гигантский завод, потребляющий сырьевые материалы и выпускающий
готовые автомобили.